gototopgototop
Семья, зависимость и деструктивные роли

Лекции по химической зависимости. Лекция 22. Семья, зависимость и деструктивные роли. Зависимость как семейная болезнь. Ролевые игры. Треугольник Карпмана. Лечение зависимости как нарушения семейной системы.

1. Семья, зависимость и ролевые игры

В психологически здоровой семье не может быть химически зависимого. Здоровая семья выстроит такие отношения к зависимому, что он или перестанет употреблять, или он уйдет из семьи. Система отношений в такой семье характеризуется тем, что каждый несет ответственность за себя, и не берет ответственность за других членов. Химическая зависимость может существовать только в психологически нездоровой семье. Такая семья характеризуется незрелыми отношениями между ее членами, где они снимают ответственность с себя и перекладывают ее на других.

Взаимоотношения в незрелой семье, в которой может возникнуть и поддерживаться зависимость, разворачиваются по схеме Жертва-Преследователь-Спасатель. Взаимоотношения по такому принципу называют игрой в драматический треугольник (треугольник Карпмана). Игрой – потому что в этих отношениях никто до конца, по серьезному ничего не делает. Преследователь - Палач не до конца наказывает, Жертва не до конца умирает, Спасатель не до конца спасает – тут важен не результат, а как и в игре, сам процесс.

Пример: Ребенок не получил плохую оценку в школе. Мама начинает кричать на ребенка. Отец становится на его защиту. Ребенок из-за скандала не делает уроки. К конструктивному решению такие отношения не приводят. В тоже время все имеют свою выгоду: ребенок-жертва может и дальше не делать уроки; мама-преследователь может кого-то обвинить в своих проблемах (у нее все плохо из-за плохого ребенка); отец-спасатель может вместо реального налаживания отношений в семье имитировать это с помощью защиты ребенка.

Таким образом, мы видим три вида снятия ответственности с себя: считать себя бессильной жертвой обстоятельств, не в силах что-то изменить; обвинять других в своих неудачах и преследовать их что бы они изменились; спасать других, вместо себя.

Употребление ПАВ может оказаться идеальным помощником в этой игре. Все эти три роли ярко проявляются в семье зависимого и сам зависимый мастер в исполнении этих ролей. Зависимый - Жертва считает, что она ничего не в силах изменить, и поэтому ей остается только употреблять. Зависимый  - Преследователь считает, что в его употреблении виноваты другие, и чтобы он перестал употреблять, они должны измениться. Зависимый - Спасатель считает, что сначала нужно помочь другим, а не себе.

Подробно рассмотрим эти роли.

2. Роль Жертвы-Преследователя-Спасателя

Роль Жертвы. Человек в роли Жертвы снимает с себя ответственность с помощью признания своей беспомощности, бессилия. Роль Жертвы сопровождают чувства беспомощности, жалости к себе, страдания и т.д. Однако человек в такой роли самостоятельно находиться не может. Ведь какая ни была ситуация, любой человек (если он не в бессознательном состоянии) может предпринять действия либо по изменению самой ситуации, либо по изменению отношения к этой ситуации. Значит, Жертве нужен что-то (или чаще кто-то), чем эту беспомощность можно оправдать – Преследователь. В ситуации зависимости, Преследователями (теми, кем можно оправдать свое бездействие в прекращении употребления) для Жертвы-зависимого могут выступать кто угодно: семья («При такой жене нельзя не пить!...»), друзья («Это меня друзья заставляют употреблять!..»), социум («Я учусь/работаю/живу в таком окружении…»). Кроме того, чем можно оправдать свое бездействие, Жертве нужен тот, на кого можно возложить ответственность за свое Спасение – Спасатель. Спасателем, опять таки, для Жертвы-зависимого может выступать кто угодно: семья («Я ничего не могу поделать, родители, сделайте что-то со мной!...»), консультанты («У меня ничего не получается, вылечите меня!...») и т.д. Главное отличие отношений Жертвы-Спасатель от действительного принятия помощи в том, что тут Жертва ничего серьезно не предпринимает для своего Спасения, перекладывая всю ответственность на «плечи» Спасателя. В то время как при настоящем выздоровлении человек полностью сам несет ответственность за свое выздоровление, а помощью пользуется только для коррекции своих усилий.

Роль Преследователя. Человек в роли Преследователя снимает с себя ответственность тем, что обвиняет других в своих неудачах. Роль Преследователя сопровождают чувства злости, гнева, справедливости и т.д. Для того, чтобы Преследователю играть свою роль, ему необходимы помощники. Во-первых, необходима Жертва, на которою можно взвалить всю ответственность за произошедшие несчастья: родственники («Это меня так воспитали, виноваты родители, они должны расплачиваться!...»), консультанты («Меня плохо лечат!...»). Однако, если Преследователь до конца совершит «наказание» Жертвы (к примеру, обвинив родителей, уйдет из семьи), ему тогда придется брать ответственность на себя. Поэтому Преследователю не выгодно до конца совершать наказание, и он ищет того, кто бы этому могу помешать – Спасателя.

Роль Спасателя. Человек в роли Спасателя снимает с себя ответственность тем, что вместо помощи себе, помогает другим. Соответственно Спасателю необходима Жертва (кого спасать). Однако, Спасателю не выгодно спасать до конца, по настоящему (ведь после этого, придется брать ответственность за себя). Поэтому Спасатель ищет того, кто бы не дал до конца совершиться спасению – Преследователя.

То есть роли Жертвы-Преследователя-Спасателя не ходят сами по себе. Жертве обязательно нужен Преследователь, чтобы оправдать свою беспомощность, и Спасатель, которому можно передать ответственность за себя. Преследователю необходима Жертва, обвиняя которую он оправдывает снятие с себя ответственности, и Спасатель, который не дает до конца наказать Жертву (тем самым лишив Преследователя объекта Преследования). Спасателю необходима Жертва для того, чтобы было кого Спасать, и Преследователь, для того, чтобы Спасение до конца не было совершено (иначе Спасатель лишится объекта Спасательства).

3. Выход из игры в драматический треугольник.

Часто бывает так, что в семье, привыкшей играть по правилам драматического треугольника, невыгодно, чтобы химически зависимый выздоравливал – ведь тогда они потеряют одного из игроков, и вся игра может разрушиться. И когда то пытается прекратить употребление, начинаю жестко провоцировать.

Поэтому одним из условий выздоровления является прекращение игры в манипулятивные игры (каким является драматический треугольник). Для этого необходимо самому научиться переставать играть в деструктивные роли, а также противостоять провокациям со стороны других на вхождение в эти роли.

Роль жертвы. Для прекращения игры в Жертву следует научиться брать ответственность за свою жизнь на себя. Для этого следует искать не только и сколько факты и причины своих проблем, а искать пути выхода из трудного положения, строить планы и осуществлять их (или принимать ситуацию такой, какой она есть и переключаться на что-то другое, а не жаловаться на жизнь). Кроме того, провокациям со стороны Преследователя не следует отвечать подчинением (переходом в роль Жертвы). Реагировать следует спокойно, не вовлекаясь в манипуляции Преследователя, равнодушно. Провокациям со стороны Спасателя в виде попыток взять ответственность за решение ваших проблем на себя следует также отвечать спокойным отказам, не поддаваясь (Жертва), и не нападая (Преследователь).

Роль Преследователя. Для прекращения игры в Преследователя необходимо перестать обвинять в проблемах других, а брать на себя ответственность за их решение. При этом провокациям со стороны жертвы в виде специально создаваемых проблем следует отвечать их спокойным решением, без обвинений жертвы. А провокациям спасателя (в виде подстреканий на преследование жертвы) отвечать игнорированием.

Роль Спасателя. Выходу из игры в Спасателя способствует прекращение решения чужих проблем и начало решения своих. При этом на провокации Жертвы в демонстрации своих проблем и беспомощности в их решении следует отвечать игнорированием. Провокациям Преследователя в виде демонстративного наказания Жертвы лучше всего отвечать тем же (игнорированием).

5. Задание для самостоятельной работы:

  1. Вспомните случай в семье, когда вы входили в роль жертвы. Кто был Преследователем и Спасателем? Как бы вы могли выйти из этой роли?
  2. Вспомните случай в семье, когда вы входили в роль Преследователя. Кто был Жертвой и Спасателем? Как бы вы могли выйти из этой роли?
  3. Вспомните случай в семье, когда вы входили в роль Спасателя. Кто был Преследователем и Жертвой? Как бы вы могли выйти из этой роли?



 
 

Вход на сайт



Яндекс.Метрика