gototopgototop
Джек Александер "Анонимные Алкоголики"

Знаменитая статья американского журналиста Джека Александера - была первой публикацией в прессе об этом движении и, можно сказать, была первым серьезным шагом к его популяризации. Чтобы понять подход "Анонимных Алкоголиков" в излечении алкоголизма Джек Александр провел практически беспрерывно больше месяца в этом движении. Эта статья о "взгляде изнутри" на сообщество АА человека, не являющгося при этом алкоголиком.


Однажды вечером у кровати алкоголика, в психиатрической больнице общего типа (г Филадельфия), сидели три человека. У лежавшего в кровати, которого они совершенно не знали, был потасканный и слегка отупелый вид, какой бывает у пьяниц во время детоксикации после запоя. Единственной примечательной чертой этих посетителей, кроме очевидного контраста между их ухоженной внешностью и внешностью пациента,было то,что каждый из них сам не раз проходил процедуру детоксикации. Это были члены сообщества Анонимных Алкоголиков, группы людей, страдавших алкоголизмом и избравших своим призванием помогать другим алкоголикам избавиться от этой привычки.


Человек, лежавший в кровати, был механиком. Его гости получили образование в Пристанском, Йельском и Пенсильванском университетах, а по профессии были: коммерсантом, адвокатом и рекламным агентом. Не прошло и года с тех пор, как один из них лежал в смирительной рубашке в этой же палате. Один из его спутников раньше не вылезал из лечебниц для алкоголиков. Другой, ни разу не попав в лечебное учреждение, двадцать лет жизни терзал себя, семью, работодателей и родственников, далеких и близких, которые имели неосторожность пытаться помочь ему.

В воздухе палаты густо настоялся запах паральдегида, неприятного коктейля, запах которого напоминает смесь спирта и эфира, используемого иногда в больницах для приведения в себя парализованных пьяниц и успокоения их больных, расшатанных нервов. Посетители, казалось не замечали этого запаха и гнетущей атмосферы, которая царит даже в самой комфортабельной психиатрической лечебнице. Они поговорили с пациентом минут двадцать, оставили визитные карточки и откланялись. Больному сказали, что если он пожелает снова встретится с кем-нибудь из них, то нужно просто позвонить. Анонимные Алюголики не охотят цев», как они себя-называют, и обнару¬жил, что это необыкновенно спокойные и терпимые люди. членов и не нянчатся с симулянтами, им известны все уловки алкоголика, как исправившемуся мошеннику известны все хитрости надувательства.

В этом и заключается уникальная сила движения, которая за последние шесть лет принесла выздоровление двум тысячам человек, многих из которых врачи считали безнадёжными. Бывают случаи, когда медикам и священникам , работающим порознь или вместе, удаётся спасти погибающего. В исключительно редких случаях человек сам бросает пить. Однако мало кто пытался постичь происхождение алкоголизма, он и остаётся для медиков одной из самых неразрешимых загадок.

Обидчивый и подозрительный по характеру, алкоголик хочет, чтобы его оставили наедине со своей проблемой, ему удобно не обращать внимания на то горе, которое он причиняет своим близким. Он отчаянно придерживается убеждения, что хотя в прошлом ему не удавалось справиться с алкоголем, в конечном счёте он научится контролировать его потребление. Один из самых непонятных для медицины объектов, это чаще всего очень умный человек. Он уклоняется от всех попыток профессионалов, родственников и друзей помочь ему и получает извращенное удовлетворение, приводя их в полное недоумение своим отрицанием.

Нет такого благовидного предлога для выпивки, о котором не слышали бы члены сообщества Анонимных Алкоголиков или которым они не пользовались бы когда-то сами. Когда один из опекаемых ими выкладывает своё объяснение необходимости "наклюкаться", они приводят ему полдюжины поводов, известных им по собственному опыту. Это немного выводит

подопечного из себя, и он переходит в

оборонительную позицию. Он видит, как аккуратно они одеты и чисто выбриты, и обвиняет их в том, что они - эдакие «добрые дяди», не знающие, что такое борьба с желанием выпить. В ответ они рассказывают собственные истории: двойной скотч и бренди перед завтраком; легкое чувстсво дискомфорта, предшествующее запою; "отходняк" после пьянки, когда не помнишь, что происходило в течение нескольких дней; подспудный страх, не задавил ли ты кого-нибудь, когда вёл машину.

Вспоминаются восьмиунцевые бутылки джина, спрятанные за картины и в другие потайные места от подвала до чердака; целые дни, проведенные в кинотеатрах, чтобы избежать соблазна приложиться к бутылке; многократные отлучки с работы, чтобы пропустить стаканчик. Они рассказывают о том, как теряли работы, крали деньги из кошельков жен, подсаживались на пиво и успокаивающие таблетки, жидкость для полоскания рта, жидкость для волос, слонялись у ближайшей к дому распивочной за десять минут до открытия. Как рука дрожит до

такой степени, что не может донести стопку до рта, чтобы не расплескать содержимого; как пили водку из пивной кружки, потому что её можно удержать двумя руками, хотя и рискуя при этом выбить передние зубы; как обвязывали вокруг стакана конец полотенца, и закинув полотенце за затылок подтягивали свободный конец другой рукой на подобии блока, что бы поднести стакан ко рту; как руки трясутся, будто они вот-вот отвалятся и улетят; как часами сидели на руках, чтобы этого не произошло.

Эти и другие фрагменты питейного фольклора обычно в конце концов убеждают алкоголика, что он имеет дело с братьями по крови. Так устанав¬ливается мост доверия и преодолевается пропасть, сбивающая с толку врача, проповедника, священника и несчастных родственников. По этому каналу «братья-спасатели» понемногупередаютемуподробности той программы жизни, которая подействовала на них и которая, по их мнению, может работать и для любого другого алкоголика. Они исключают из своих рядов только психически больных и уже страдающих отёком гаповного мозга. В то же время они заботятся о том, чтобы их подопечный получил всю необходимую медицинскую помощь.

Многие врачи и медицинские работники страны теперь рекомендуют своим пациентам - алкоголикам сообщество Анонимных Алкоголиков. В некоторых городах суды и лица, надзирающие за условно осуждёнными, сотрудничают с местной группой этого сообщества. В отдельных психи¬атрических отделениях Анонимным Алкоголикам предоставляются такие же права посещения больных , как и работникам этих учреждений. Одна из таких клиник - больница г. Филадельфии.Доктор Джон Ф.Стауффер говорит:

- У нас содержатся в основном такие алкоголики, которые не могут позволить себе заплатить за частное лечение , и это лучшее, что мы когда-либо могли им предложить. Даже у тех, кто время от времени снова оказывается здесь, мы наблюдаем глубокие изменения личности. Они становятся другими людьми.

«Иллинойс Медикал Джорнэл»в последней статье, вышедшей в декабре прошлого года, пошёл дальше доктора Стауффера: «Когда человек, который сам в течении многих лет постоянно находится под воздействием алкоголя и к которому потеряли всякое доверие его друзья, всю ночь сидит у постели алкоголика и через положенные промежутки времени даёт ему небольшие дозы алкоголя, предписанные врачом, а сам не берёт в рот ни капли- это настоящее чудо.»

Это лишь некоторые примеры всех тех приключений из «Сказок тысячи и одной ночи», через которые по собственному желанию проходят люди, работающие по программе Анонимных Алкоголиков. Часто это бывает

бдение вместе с пьяным человеком, поскольку в этом состоянии перспектива выпрыгнуть из окна кажется многим алкоголикам весьма привле¬кательной. Лишь алкоголик может сидеть часами на корточках у груди другого алкоголика, соблюдая нужную пропорцию дисциплины и со-чувтсвия.

Во время недавней поездки по Востоку и Среднему Западу я позна-комил-ся и разговаривал с десятками «АА- Мне почему - то показалось, что они лучше объединены, чем обычные сред-ние неалкоголики. Их превращение из тех, кто дрался с полицией, пил одеколон, а иногда и избивал своих жен, в нормальных людей поразительно. Я узнал, что к сообществу А.А. принадлежат: редактор отдела городской хроники в одной из самых влиятельных газет страны, его помощник и известный всей стране корреспондент; при этом они пользуются полным доверием своего издателя.

В другом городе я слышал о том, как судья отдал на поруки члену А.А.пьяного водителя. Этот анонимный алкоголик, во время своей пьяной жизни, разбил несколько машин, у него были отобраны права. Судья знал его и был рад ему довериться. Работник одной рекламной фирмы, профессионал высо¬кого класса, признался, что два года тому назад нищенствовал и спал под мостом. У него был любимый мост, место под которым он делил с другими бродягами, и теперь каждые несшльш недель он приходит к ним в гости - убе¬диться, что всё это ему не приснилось.

В Спортклубе Кливленда я обедал с пятью адвокатами, бухгалтером, инженером, тремя коммерсантами, страховым агентом, заведующим отделом магазина, барменом, менеджером фирменного магазина, директором уни¬вермага и представителем производственной фирмы.Это были члены цент¬рального комитета, координирующего работу девяти местных групп. Клив¬ленд, в котором насчитывается 450 членов А.А. - крупнейший центр сообще¬ства, за ним по численности следует Чикаго, Акрон,Филадельфия, Лос-Анже¬лес, Вашингтон и Нью-Йорк. Группы существуют в пятидесяти городах.

При обсуждении своей работы АА-евцы говорили о спасении ими ал¬коголиков как «страховке» для себя. По их словам, опыт группы показал, что как только выздоровивший алкоголик уменьшает интенсивность та¬кой работы, появляется вероятность того, что он запьёт сам. Все они говорят, что не существует «бывших алкоголиков». Если человек стал алкоголиком, т.е. человеком, который не может пить нормально,- то он им и остаётся до самой смерти, как диабетик остаётся диабетиком. Луч¬шее, на что он может надеятся, - это остановить свою болезнь, когда «ин¬сулином» служит остановка в питье. Во всяком случае, так утверждают

Анонимные Алкоголики - и находят поддержку среди медиков. Все, за исключением немногих, заявляют, что у них пропала тяга к алкоголю. Большинство из них угощают спиртными напитками друзей, когда те приходят к ним в гости, и до сих пор ходят в бары с пьющими товарищами. Члены А.А. пьют много безалкогольных напитков и кофе.

Единственное похмелье, оставшееся от разгульных дней, которое досаждает одному из членов сообщества А.А. - это время от времени повторяющийся ночной кошмар, во сне он вдруг обнаруживает, что входит в «штопор», отчаянно пытаясь скрыть своё состояние от окружающих. Но даже этот симптом в большинстве случаев вскоре изчезает. Удивительно, но говорят, что около девяноста процентов этих людей, которых раньше неоднократно увольняли за пьянство, теперь имеют постоянную работу.

Анонимные Алкоголики утверждают, что вероятность выздо¬ровления искренне желающего бросить пить алкоголика, не страдающего психическими заболеваниями , равна ста процентам. Программа не работает, добавляют они, только в тех случаях, когда человек «хочет захотеть бросить» или хочет бросить пить, потому что боится потерять семью или работу. Действенное желание, по их мнению, должно основываться на здоровом эгоизме. Желающий присоединится к организации должен хотеть отказаться от спиртного, чтобы избежать тюремного заключения или преждевременной смерти. Он должен быть «сыт по горло» тем абсолютным одиночеством среди людей, которое охватывает бесконтрольно пьющего человека, и должен желать навести хоть какой-то порядок в своей запутанной жизни.

Поскольку невозможно исключить все пограничные случаи, фактический процент выздоровлени ниже ста. По оценкам Анонимных Алкоголиков пятьдесят процентов алкоголиков, пришедших в сообщество, отказывались от спиртного немедленно, двадцать пять процентов приходят в норму после одного двух срывов, а остальные продолжают пребывать в неопределенном состоянии. Это исключительно высокая пропорция выздоравливающих. Статистика по традиционнным медицинским и религиозным методам лечения нет, но, по неофициальным данным, для рядовых алкоголиков такие методы дают не более двух-трёх процентов успеха.

Почему некоторые люди становятся алкоголиками - вопрос, по которому мнения специалистов расходятся. Мало кто считает, что «алкоголиками рождаются». Существует точка зрения, что человек может родится с наследственной предрасположенностью к алкоголизму подобно тому, как кто-то с рождения подвержен заболеваемости туберкулёзом. На остальных, очевидно, сказывается влияние окружения и личного

Врочем, по одной теории, некоторым людям присуща аллергия на алкоголь - так больные сенной лихорадкой реагируют на цветочную пыльцу. Установлено, что общей чертой всех алкоголиков является лишь одно -эмоциональная незрелость. С этим тесно1'связано наблюдение, что очень многие алкоголики начинают жизнь единственным или самым младшим ребёнком в семье, единственным мальчиком среди девочек или единственной девочкой среди мальчиков. У многих констатируется преждевременное развитие, избалованность.

Часто ситуация осложняется не уравновешенной атмосферой в семье, когда один из родителей проявляет чрезмерную жестокость, а другой слишком снисходителен. Любое сочетание таких факторов, да ещё, возможно развод, ине один, какправило,приводиг к развитию уребенка неврозов и плохойприспособленности квстреческажцодневной реальностью взрос-лдажшнаПрячасьотпроблем,человек можетушивработу по двенадцать-пятнадцать часов в день., в спорт или какие-нибудь заменяющие жизнь творческие искания. Другие находят себе, приятное, каким кажется, убежище в выпивке. Она делает их увереннее в себе и временно снимает чувство социальной неполноценности. Сначала человек выпивает, потом пьянствует. Происходит отчуждение от семьи и друзей, работодатель отворачивается от него. Пьяница постоянно испытывает недовольство, погрязает в жалости к себе. Он прибегает к детским объяснениям, чтобы оправдать своё пьянство: он много работал и может позволить себе рас-слабится; ему когда-то удалили миндалины, болит горло, а выпивка облегчает боль; болит голова; его не понимает жена; расшатались нервы; все -против него; и так далее, и тому подобное. Бессознательно у него развивается хронический недуг «надуманных причин».

Продолжая пить, он постоянно повторяет себе и тем, кто пытается вмешаться, что сможет контролировать количество выпиваемого, если захочет. Чтобы продемонстрировать силу воли, он долго воздерживается. Он берет себе за правило каждый день в определённое время заходить в свой любимый бар и напоказ потягивать молоко и лимонад, не понимая, что занимается юношеской маструбацией. Ошибочно воодушевившись, он переходит к обычаю выпивать по кружке пива в день, и это снова становигсянжаломюнца.Кружкапиванеизбежно приводит кнескольким кружкам, а затем к крепким напиткам. Крепкие напитки приводят к очеред-ному «славному» загулу. Как ни странно, механизмом вызывающим взрыв, может послужить как неудача, так иуспех в делах.

Алкоголик не подготовлен ни к процветанию, ни к неудачам. Из алкогольного тумана жертва выходит в недоумении. Человек не замечает, как привычка постепенно превращается в навязчивую идею. Через некоторое время ему больше не нужны объяснения для оправдания

роковой первой рюмки. Он сознаёт только то, что ему плохо или очень хорошо, и прежде чем поймёт, что случилось, он уже у стойки бара, перед ним пустой стакан из-под виски, и он в приподнятом настроении.

Какой - то особый выверт сознания позволил ему накинуть покрывало забвения на воспоминания о страшной болезни и раскаянии, которые следовали за предыдущими попойками, наступив на такие грабли множество раз, алкоголик начинает сознавать, что он сам себя не понимает; он задаёт себе вопрос, не беззащитна ли его воля, столь сильная в других отношениях, перед алкоголем. Он может продолжить борьбу со своим наваждением и закончить закрытым лечебным заведением. Еще один вариант - бросить сопротивление и попытаться убить себя. Или обратиться за помощью. Если он придёт к Анонимным Алкоголикам, то первым делом ему помогают признать, что алкоголь победил его и что жизнь стала неуправляемой. Когда он достигнет такого состояния интеллектуального смирения, ему вводят «дозу религии» в самом широком смысле этого слова. Ему предлагается поверить в Силу, большую, чем он сам, или хотябы просто отбросить предубеждения в этом вопросе и заниматься остальными частями программы. Допускается любое понимание Высшей Силы. Скептик или агностик может считать ею своё Внутреннее Я, чудо роста; это может быть изумление человека физической Вселенной, структурой атома или просто математическая бесконечность. В какой бы форме новообращённый себе её не представлял, он должен положиться на неё и по-своему, как может молиться этой Силе, чтобы Она укрепила его.

Затем новичок производит, так сказать, внутренюю нравственную инвентаризацию. В этом ему лично помогает другой человек - один из наставников А.А., священник, психиатр или любое другое избранное им доверенное лицо. Если это приносит ему облегчение, то он может поведать о своих проступках на собрании, хотя это не обязательно. Если он что-нибудь украл в пьяной жизни, то возвращает похищенное владельцам, выплачивает старые долги; он возмещает ущерб всем, кому он нанёс его, и в целом, насколько это возможно, расчищает завалы своего прошлого. Вначале эти доверенные лица часто ссужают его деньгами, чтобы он мог выбраться из безвыходного положения. Такое внутреннее очищение считается необходимым из-за той навязчивой идеи, которую порождает в алкогольной мании чувство вины. Поскольку ничто не толкает алкоголика к бутылке больше, чем личные обиды, начинающий также составляет список причин своего недовольства и решает относится к ним спокойнее. На этом этапе он готов начать работать с другими, действующими алкоголиками. Благодаря выходу их изоляции, к которому приводит работа, он теперь может меньше думать о собственных невзгодах. Чем больше пьющих ему удаётся привлечь в ряды Анонимных Алкоголиков, тем больше становится его ответственность перед группой.

Теперь он не может напиться, не повредив людям, которые стали его лучшими друзьями.


ПРАВА ЧЛЕНА СООБЩЕСТВА А.А.

Ты имеешь право заботиться о себе: правильно питаться, заниматься

спортом, отдыхать столько, сколько необходимо.

Ты имеешь право испытывать любые чувства: можешь чувствовать себя счастливым, огорчённым, виноватым, испуганным, благодарным.

Ты имеешь право на одиночество: когда работаешь, размышляешь, молишься и отдыхаешь.

Ты имеешь право не принять приглашение на презентацию и вечеринку.

Ты имеешь право обратиться за помощью к семье, друзьям, в церковь или организации, призванные оказывать помощь.

Ты имеешь право делать подарки, стоимость которых укладывается в рамки твоего бюджета,

Ты имеешь право совершать любые поступки, если только они не нарушают права другого человека.

Ты имеешь право отстаивать свою честь и достоинство, но не агрессией, а убеждением.

Ты имеешь право просить о чём-либо других людей, если только призна¬ёшь, что другие имеют право отказать тебе.

Существуют ситуации , в которых права четко не определены. Но ты имеешь право обсудить с другим человеком такую ситуацию и определить свои права.

Ты имеешь право пользоваться своими правами.

Ты имеешь право на радость, любовь и счастье.


Другие статьи из раздела "Анонимные Алкоголики"


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА
Центр психологического лечения алкоголизма "Сенс"

Центр психологического лечения алкоголизма

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

Вход на сайт



Яндекс.Метрика